Версия для печати
Размер шрифта
+
Фото
Печать

Типичные нарушения, выявленные в ходе проверок

15.10.2025 | 10:00


Типичные нарушения, выявленные в ходе проверок

  Одной из сфер контроля (надзора) Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь является контроль за соблюдением законодательства по вопросам использования и распоряжения государственным имуществом.       
   Перечень подлежащих проверке вопросов включает вопросы государственной регистрации недвижимого государственного имущества, анализ порядка формирования и актуализации государственного информационного ресурса "Единый реестр имущества", выявления неучтенных, неиспользуемых и неэффективно используемых объектов в целях вовлечения их в хозяйственный оборот, законности совершения сделок с государственным имуществом, соблюдения законодательства в области арендных отношений, полнота и достоверность заполнения отчетов и форм ведомственной отчетности по использованию и распоряжению государственным имуществом. 

   При осуществлении контроля за соблюдением законодательства по вопросам использования и распоряжения государственным имуществом наиболее распространенными являются следующие нарушения: 

 • Отдельные организации формально подходят к вопросам инвентаризации основных средств, которые проводятся без сопоставления фактического наличия объектов с данными бухгалтерского учета и выявления неиспользуемых объектов с целью их учета и последующего вовлечения в хозяйственный оборот, что влечет нарушение единого порядка проведения инвентаризации, установленного Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 ноября 2007 г. № 180, и выявления у субъектов неучтенных, неиспользуемых и незарегистрированных объектов.

  • При формировании и актуализации государственного информационного ресурса ”Единый реестр имущества“ многими организациями не обеспечено включение в Единый реестр имущества полных и достоверных сведений о недвижимом имуществе и предоставленных земельных участках, а также актуализации содержащихся в нем сведений, что является нарушением абзаца второго пункта 3, абзаца второго подпункта 9.1 пункта 9 и части первой пункта 13  Положения о порядке формирования и актуализации государственного информационного ресурса ”Единый реестр имущества“, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 ноября 2020 г. № 667.

 Наиболее распространенными в сфере арендных отношений являются следующие нарушения:

 • Сторонними лицами без заключения договоров аренды либо безвозмездного пользования используются помещения (их части), внешние стены зданий, покрытия площадок. Тем самым нарушаются требования пункта 1 статьи 162 Гражданского кодекса Республики Беларусь, подпункта 1.16 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 16 мая 2023 г. № 138 ”Об аренде и безвозмездном пользовании имуществом“ (далее – Указ № 138) , пункта 8 Положения о порядке сдачи в аренду (передачи в безвозмездное пользование) недвижимого имущества, находящихся в собственности Республики Беларусь, утвержденного Указом № 138, и аналогичные требования в  отношении коммунального имущества, принятые решениями местных Советов депутатов.

• Нередки случаи, когда арендодатели (ссудодатели) не размещают информацию о недвижимом имуществе, предлагаемом к сдаче в аренду, в том числе в почасовую и периодическую, передаче в безвозмездное пользование, в том числе в почасовое и периодическое в единую информационную базу данных неиспользуемого имущества, предназначенного для продажи и сдачи в аренду, передачи в безвозмездное пользование, размещенную в глобальной компьютерной сети Интернет. 

Информация, вносится арендодателями (ссудодателями) в единую базу более чем за 15 рабочих дней, следующих за днем принятия решения о предполагаемой сдаче в аренду (передаче в безвозмездное пользование) недвижимого имущества, в том числе при прекращении договора аренды (безвозмездного пользования) недвижимого имущества.

Тем самым нарушают часть вторую пункта 3 Положения о порядке сдачи в аренду (передачи в безвозмездное пользование) недвижимого имущества, находящихся в собственности Республики Беларусь, утвержденного Указом № 138, и аналогичные требования в отношении коммунального имущества, принятые решениями местных Советов депутатов.

• Не обеспечивается полная и своевременная уплата в бюджет арендной платы, полученной от сдачи в аренду недвижимого имущества, чем нарушаются подпункты 1.3, 1.5 и 1.6 пункта 1 Указа № 138 и решения местных Советов депутатов.

• Необоснованно применяются при расчете ставки арендной платы понижающие коэффициенты, установленные для отдельных видов деятельности, осуществляемой на арендуемых площадях, в отношении некоторых категорий арендаторов и недвижимого имущества, согласно приложению 2 к Положению о порядке определения размера арендной платы при сдаче в аренду недвижимого имущества, утвержденного Указом № 138.

• Допускается занижение размера арендной платы вследствие непринятия во внимание нового технического паспорта на капитальное строение, при получении которого необходимо корректировать сдаваемые в аренду площади. Тем самым нарушается пункт 1 Приложения 1 к Указу № 138 и аналогичные требования в отношении коммунального имущества, принятые решениями местных Советов депутатов.  

• Арендная плата устанавливается в размере, который не возмещает начисленную амортизацию, налоги и платежи в бюджет, уплачиваемые арендодателем. Тем самым нарушаются пункты 3, 10 и 11 Положения о порядке определения размера арендной платы при сдаче в аренду недвижимого имущества, утвержденного Указом № 138.

 Нарушение законодательства при распоряжении государственным имуществом влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 24.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

При осуществлении контроля за соблюдением законодательства при определении стоимости объектов гражданских прав выявлены следующие нарушения: 

• тексты отчетов об оценке не содержат конкретной информации по объектам оценки, описания процедуры определения стоимости конкретного объекта оценки выбранными методами оценки и методами расчета стоимости, не включают выводы оценщика в отношении проведенной оценки;

• в отчетах об оценке отсутствует обоснование применения использованных методов оценки и методов расчета стоимости;

• при применении рыночных методов оценки в некоторых отчетах об оценке отсутствует анализ рынка недвижимости, оборудования и транспортных средств (рынка объектов-аналогов) либо разделы отчетов об оценке, отражающие анализ рынка объектов-аналогов, не содержат каких-либо результатов (выводов) проведенного анализа рынка;

• расчет стоимости земельного участка, произведенный в отчетах об оценке, не всегда соответствует порядку расчета стоимости земельного участка, изложенному в технических нормативных правовых актах об оценке стоимости объектов гражданских прав;

• имеют место случаи проведения независимой оценки стоимости объектов гражданских прав без проведения осмотра объектов оценки оценщиком;

• в случаях, предусмотренных законодательством, оценщиками не всегда составляются акты осмотра объектов оценки;

• в отчетах об оценке отсутствует источник данных, используемых при оценке, а также описание порядка расчета (обоснование) ряда показателей (например, коэффициента научно-технического прогресса, ставок арендной платы, расходов на замещение, расходов на управление, налога на недвижимость, земельного налога, применяемых корректировок и др.);

• при определении нормы дисконтирования методом кумулятивного построения в некоторых отчетах об оценке оценщиками в качестве безрисковой нормы используется норма, равная средней процентной ставке, установленной Национальным банком Республики Беларусь по вновь привлеченным депозитам в свободно конвертируемой валюте на срок свыше одного года, а расчет стоимости объектов оценки доходным методом производится в белорусских рублях;

• в отчетах об оценке не всегда представлены прайс-листы по объектам-аналогам. При этом некоторые прайс-листы не содержат ценовой информации об объекте-аналоге, даты экспозиции объекта-аналога, сведений о том указана цена объекта-аналога с учетом налога на добавленную стоимость или без учета указанного налога;

• при применении сравнительного метода оценщиками некорректно подбираются объекты-аналоги, не в полной мере в отчетах об оценке отражаются характеристики объектов-аналогов и нередко отсутствуют обоснования величин применяемых оценщиками корректировок;

• имеют место случаи несоответствия заключений и отчетов об оценке условиям договоров на оказание услуг по проведению независимой оценки в части объектов оценки, даты оценки;

• не обеспечивается сохранность заключений и отчетов об оценке, а также документов, полученных от заказчика оценки и третьих лиц;

• имеют место случаи проведения независимой оценки оценщиками, не состоящими в трудовых отношениях с юридическими лицами (нанимателями), являющимися исполнителями оценки, на основании заключенных трудовых договоров, подписания  руководителями этих юридических лиц заключений и отчетов об оценке, подготовленных и подписанных такими оценщиками.

    Осуществление деятельности по оценке стоимости объектов гражданских прав с нарушением требований, предусмотренных законодательными актами об оценочной деятельности, влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 13.25 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.  

Наиболее типичным нарушением законодательства о геодезической и картографической деятельности, выявленным при осуществлении функций геодезического надзора, является нарушение установленного порядка производства топографо-геодезических и картографических работ в части сбора, учета, хранения, размножения или использования материалов и данных, полученных в результате проведения топографо-геодезических работ.

К числу наиболее распространенных материалов, создаваемых субъектами хозяйствования, относятся топографические (инженерно-топографические) планы или исполнительные чертежи масштаба 1:500,                 в системе отсчета координат СК-63 или в местных системах отсчета координат. Такие материалы подлежат учету как содержащие информацию ограниченного распространения с проставлением ограничительного грифа ”Для служебного пользования“. Вместе с тем, многие субъекты хозяйствования не проставляют ограничительный гриф ”Для служебного пользования“ на топографических (инженерно-топографических) планах и иных подобных материалах, чем нарушают требования пункта 3 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 12 августа 2014 г. № 783 ”О служебной информации  ограниченного  распространения  и  информации, составляющей коммерческую тайну“.  

Госкомимущество напоминает, что ответственность за нарушение порядка производства топографо-геодезических и картографических работ в части сбора, учета, хранения, размножения или использования материалов и данных, полученных в результате проведения таких работ, предусмотрена частью первой статьи 16.14 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.   




Вы можете найти эту страницу по следующему адресу:
https://gki.gov.by/ru/narush/
© Госкомимущество, 2008-2025
Республика Беларусь
220005, г. Минск, пер. Краснозвёздный, 12

Использование информации сайта в коммерческих целях возможно только с разрешения Госкомимущества. При использовании материалов сайта Госкомимущества ссылка на источник обязательна.