Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь Государственный комитет по имуществу

О разъяснении отдельных вопросов применения Указа Президента Республики Беларусь от 5 августа 2019 г. 295 Об изменении Указа Президента Республики Беларусь


В связи с многочисленными обращениями юридических и физических лиц по вопросу применения Указа Президента Республики Беларусь от 5 августа 2019 г. № 295 ”Об изменении Указа Президента Республики Беларусь“ (далее – Указ № 295) Министерство спорта и туризма и Государственный комитет по имуществу (в части применения Указа  Президента Республики Беларусь от 29 марта 2012 г. № 150 ”О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом“ (далее – Указ № 150) полагают необходимым разъяснить следующее.

Указом № 295 внесены изменения в Указ № 150, которые направлены на решение следующих задач:

  • повышение эффективности использования физкультурно-спортивных сооружений, в период, незадействованный для осуществления основной деятельности организаций физической культуры и спорта, 
  • а также организаций образования;
  • проведение занятий по физической культуре и спорту на более высоком уровне с обеспечением рационального использования государственного имущества для их проведения; 
  • повышение эффективности решения государственно значимых задач по физическому воспитанию и спортивной подготовке детей и молодежи. 
Указ № 295 предусматривает, что юридические лица, указанные в абзаце третьем части второй подпункта 2.13 пункта 2 Указа № 150, имеющие право на безвозмездное пользование недвижимым имуществом*, не возмещают ссудодателям расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией такого имущества в случае его использования для целей, указанных в подпункте 2.13 пункта 2 Указа № 150. 

Такими целями являются использование предоставленного юридическим лицам, указанным в части второй подпункта 2.13 пункта 2 Указа № 150, в безвозмездное пользование недвижимого имущества для подготовки и проведения занятий по образовательной области ”Физическая культура“ (”Адаптивная физическая культура“), учебному предмету    (учебной    дисциплине)    ”Физическая  культура  и  здоровье“
________________________
<*>Под недвижимым имуществом для целей Указа № 150 понимаются капитальные строения (здания, сооружения), в том числе права на которые не зарегистрированы в установленном порядке, изолированные помещения, машино-места, их части, находящиеся в государственной собственности, а также собственности хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 50 процентов акций (долей) находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц.

(”Адаптивная физическая культура“), учебной дисциплине ”Физическая культура“, соответствующей факультативной учебной дисциплине, а также спортивных, спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных мероприятий с обучающимися и (или) спортсменами-учащимися.

К этим юридическим лицам относятся:

1. являющиеся бюджетными организациями:
учреждения образования;
специализированные учебно-спортивные учреждения;
специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва; 
клубы по виду (видам) спорта, в состав которых в виде обособленных структурных подразделений включены детско-юношеские спортивные школы (специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва);

2. детско-юношеские спортивные школы республиканского государственно-общественного объединения ”Белорусское физкультурно-спортивное общество ”Динамо“ (далее – РГОО ”Динамо“);

3. специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва РГОО  ”Динамо“.

Справочно.
В соответствии с пунктом 16 Указа Президента Республики Беларусь от 9 сентября 2019 г. № 329 ”О национальных и сборных командах Республики Беларусь по видам спорта“ установлено, что недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, а также собственности хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 50 процентов акций (долей) находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц, передается в безвозмездное пользование специализированным детско-юношеским школам олимпийского резерва РГОО ”Динамо“ на условиях, установленных законодательством в отношении детско-юношеских спортивных школ этого объединения.

Для целей Указа № 150 термин ”бюджетная организация“ используется в значении, определенном в статье 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь.

Справочно.
Согласно подпункту 1.4 пункта 1 статьи 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь бюджетная организация ‒ организация, созданная (образованная) Президентом Республики Беларусь, государственными органами, в том числе местным исполнительным и распорядительным органом, или иной уполномоченной на то Президентом Республики Беларусь государственной организацией для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, функционирование которой финансируется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы и бухгалтерский учет которой ведется в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным в установленном порядке для бюджетных организаций, и (или) с учетом особенностей бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с законодательством.

Следует отметить, что действие Указа № 295 не распространяется на специализированные учебно-спортивные учреждения профсоюзов и республиканского государственно-общественного объединения ”Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь“.

При этом в отношении специализированных учебно-спортивных учреждений профсоюзов вопросы использования переданного им в безвозмездное пользование недвижимого имущества регулируются Указом Президента Республики Беларусь от 21 февраля 2006 г. № 107 ”Об источниках и порядке финансирования специализированных учебно-спортивных учреждений профсоюзов“ (далее ‒ Указ № 107).

Справочно:
В соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 Указа № 107 специализированные учебно-спортивные учреждения профсоюзов (далее ‒ спортивные школы) вправе не возмещать (полностью или частично) юридическим лицам, являющимся собственниками физкультурно-спортивных сооружений или за которыми данное недвижимое имущество закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (далее ‒ балансодержатели), начисленную амортизацию, соответствующие расходы на эксплуатацию, капитальный и текущий ремонт недвижимого имущества, затраты на коммунальные услуги, включая отопление, потребляемую электроэнергию (далее ‒ затраты (расходы) на содержание физкультурно-спортивных сооружений), при предоставлении данного недвижимого имущества спортивным школам в безвозмездное пользование для целей организации учебно-тренировочного процесса.

Решения о порядке и размерах возмещения (полного или частичного невозмещения) спортивными школами затрат (расходов) на содержание физкультурно-спортивных сооружений принимаются балансодержателями и регулируются заключенными в соответствии с законодательством между этими балансодержателями и спортивными школами договорами безвозмездного пользования.

Балансодержатели вправе включать не возмещаемые в соответствии с частью первой данного подпункта суммы затрат (расходов) на содержание физкультурно-спортивных сооружений, переданных в безвозмездное пользование спортивным школам, в состав внереализационных расходов для целей налогообложения.

Указ № 295 позволяет увеличить возможности бюджетных организаций системы образования и физической культуры и спорта по использованию недвижимого имущества для проведения образовательного и учебно-тренировочного процесса, иных занятий физической культурой и спортом в ходе соответствующих мероприятий за счет снижения финансовой нагрузки на эти организации. 

Указом № 295 предусматривается, что при предоставлении в безвозмездное пользование недвижимого имущества, организации, указанные в абзаце 3 части 2 подпункта 2.13 пункта 2 Указа № 295, не возмещают ссудодателям начисленную амортизацию (за исключением случаев, когда сторонами договора являются бюджетные организации), земельный налог или арендную плату за земельный участок, налог на недвижимость, затраты на содержание, эксплуатацию, капитальный и текущий ремонт этого недвижимого имущества, санитарное содержание, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение (канализацию), газо-, электро- и теплоснабжение, техническое обслуживание лифта, обращение с твердыми коммунальными отходами и другие услуги в случае использования предоставленного в безвозмездное пользование государственного имущества для подготовки и проведения занятий физической культурой и спортом. 

При этом под занятиями физической культурой и спортом понимаются направленные на физическое воспитание обучающихся занятия по образовательной области ”Физическая культура“ (”Адаптивная физическая культура“), учебные занятия по учебному предмету (учебной дисциплине) ”Физическая культура и здоровье“ (”Адаптивная физическая культура“), по учебной дисциплине ”Физическая культура“, соответствующей факультативной учебной дисциплине, а также спортивные, спортивно-массовые, физкультурно-оздоровительные мероприятия с обучающимися и (или) спортсменами-учащимися. Такие занятия должны быть включены организациями, на которые распространяется действие Указа № 295, в соответствующие учебные планы либо планы проведения спортивных, спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных мероприятий.

В случаях, установленных в абзаце третьем части второй подпункта 2.13 пункта 2 Указа № 150, ссудодатели самостоятельно несут расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией недвижимого имущества, переданного ими в безвозмездное пользование для подготовки и проведения занятий физической культурой и спортом, с включением сумм таких расходов в состав затрат, учитываемых при налогообложении, или в состав внереализационных расходов в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь. Кроме того, ссудодатели несут указанные расходы и при самостоятельном пользовании недвижимым имуществом, а также в перерывах между проведениями спортивных, спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных мероприятий (вне рамок заключенных договоров аренды или безвозмездного пользования). 

В этой связи при наличии указанных перерывов в фактическом пользовании недвижимым имуществом, в том числе при отсутствии спроса на его предоставление в аренду либо безвозмездное пользование для иных целей, нежели указанных в подпункте 2.13 пункта 2 Указа № 150, считаем целесообразным  для решения государственно значимых задач по физическому воспитанию и спортивной подготовке детей и молодежи предоставлять недвижимое имущество в безвозмездное пользование в случаях, когда ссудополучатели имеют право не возмещать указанные расходы.