Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь Государственный комитет по имуществу

Разъяснения по применению Указа Президента Республики Беларусь от 24 апреля 2020 г. № 143 ”О поддержке экономики“ в части арендных отношений

1. Кому предоставляется отсрочка с последующей рассрочкой в отношении арендной платы?

Положения пунктов 6 и 7 Указа распространяются на арендаторов (ссудополучателей) недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности, а также в собственности хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 50 процентов акций (долей) находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц (далее – недвижимое имущество), осуществляющих виды экономической деятельности, включенные в перечень согласно приложению к Указу, а также оказывающих бытовые услуги населению.
Указом предусмотрено предоставление по 30 сентября 2020 года отсрочки с рассрочкой уплаты по 31 декабря 2020 года:
арендаторам – по оплате арендной платы за пользование недвижимым имуществом;
ссудополучателям – по возмещению начисленной амортизации, земельного налога или арендной платы за земельный участок, налога на недвижимость.

2. Обязан ли арендодатель (ссудодатель) предоставлять отсрочку арендатору (ссудополучателю)?

Арендодатель (ссудополучатель) обязан предоставить арендатору (ссудополучателю), осуществляющему вид деятельности, включенный в перечень согласно приложению к Указу (далее – перечень), либо оказывающему бытовые услуги населению, отсрочку уплаты арендной платы (возмещения расходов, связанных с содержанием и эксплуатацией недвижимого имущества), арендующему (безвозмездно пользующемуся) недвижимое имущество, с последующей рассрочкой при наличии соответствующего заявления арендатора (ссудополучателя). Отсрочка предоставляется независимо от объема выручки арендатора и от того, является ли осуществляемый вид деятельности для него основным.
Если арендатор (ссудополучатель) осуществляет вид деятельности, не включенный в перечень, право на отсрочку он не имеет.
Справочно.
Под недвижимым имуществом понимается недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, а также в собственности хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 50 процентов акций (долей) находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц.

3. Обязательно ли подавать заявление об отсрочке уплаты арендной платы для ее получения?

Да, предоставление отсрочки осуществляется на основании соответствующего заявления.
Кроме того, в этом заявлении также должны быть указаны сроки и размеры ежемесячных платежей по предоставляемой рассрочке.

4. Как оформляется отсрочка уплаты арендной платы?

Отсрочка оформляется путем заключения дополнительного соглашения к договору аренды (безвозмездного пользования) недвижимого имущества, которое должно быть заключено в течение 3 рабочих дней со дня поступления арендодателю (ссудодателю) от арендатора (ссудополучателя) заявления о ее предоставлении.
Справочно.
Под недвижимым имуществом понимается недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, а также в собственности хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 50 процентов акций (долей) находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц.
Предоставление отсрочки не подлежит согласованию с местными органами власти либо другими  органами государственного управления, а также с органами управления хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 50 процентов акций (долей) находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц.

5. На кого распространяется действие пункта 11 Указа?

Пункт 11 Указа распространяется на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, независимо от формы собственности.
При этом арендодатели – государственные организации и хозяйственные общества, в уставных фондах которых более 50 процентов акций (долей) находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц (далее – хозяйственное общество с долей государства), в силу пункта 6 Указа обязаны предоставлять отсрочку уплаты арендной платы арендаторам недвижимого имущества.
В силу пункта 11 Указа такие арендодатели также вправе уменьшить размер арендной платы (за счет коэффициента спроса или процента рентабельности) арендаторам – субъектам хозяйствования с учетом объема их выручки.
Справочно.
Под недвижимым имуществом понимается недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, а также в собственности хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 50 процентов акций (долей) находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц.
Под субъектами хозяйствования в Указе № 143 понимаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, основной вид осуществляемой экономической деятельности которых включен в перечень согласно приложению к Указу.
Решение об уменьшении арендатору размера арендной платы за счет коэффициента спроса может быть принято государственной организацией, хозяйственным обществом с долей государства на основании положений Указа Президента Республики Беларусь от 29 марта 2012 г. № 150 ”О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом“ (далее – Указ № 150).
Названный арендодатель имеет право снизить размер арендной платы за счет корректировки коэффициента спроса, установленного в договоре в размере от 0,5 до 3.
При этом обращаем внимание, что согласно пункту 4 Положения о порядке определения размера арендной платы при сдаче в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, утвержденного Указом № 150 (далее – Положение), за счет арендной платы, полученной от сдачи в аренду недвижимого имущества, определенной в соответствии с Положением (пункт 10 Положения) возмещаются начисленная амортизация, а также все виды налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет, уплачиваемые арендодателем согласно законодательству. В ином случае размер арендной платы должен быть определен в соответствии с пунктом 11 Положения.
Субъектам частной формы собственности пунктом 11 Указа рекомендовано как предоставлять отсрочку, так и снижать размер арендой платы арендаторам – субъектам хозяйствования.
 
6. Имеет ли право на отсрочку арендатор, который осуществляет один из видов деятельности, включенный в перечень, но эта деятельность не связана с арендуемым им имуществом?

Нет. Отсрочка предоставляется, если вид деятельности, указанный в перечне согласно приложению к Указу (далее – перечень), осуществляется на арендованном имуществе.
Если на арендованном имуществе арендатором осуществляются виды деятельности, как включенные в перечень, так и не включенные в него, отсрочка уплаты арендной платы предоставляется только в отношении площадей, используемых непосредственно для осуществления соответствующего вида деятельности.

7. Распространяется ли действие Указа на арендаторов, оказывающих бытовые услуги, не зарегистрированных в реестре бытовых услуг, в том числе физических лиц?

Указом предусмотрено, что к бытовым услугам относятся бытовые услуги, определенные законодательством о ведении государственного информационного ресурса ”Реестр бытовых услуг Республики Беларусь“.
В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 24 июля 2014 г. № 371 ”О создании государственного информационного ресурса ”Реестр бытовых услуг Республики Беларусь“ (далее – Указ № 371) деятельность в сфере бытового обслуживания населения вправе осуществлять только юридические лица и индивидуальные предприниматели, включенные Министерством антимонопольного регулирования и торговли в реестр бытовых услуг. Факт включения субъекта, оказывающего бытовые услуги, в реестр бытовых услуг подтверждается свидетельством о включении в реестр бытовых услуг, выдаваемым Министерством антимонопольного регулирования и торговли по установленной им форме.
Пунктом 4 Указа № 371 определено, что субъекты, оказывающие бытовые услуги на дату вступления в силу этого Указа, вправе осуществлять такую деятельность без включения в реестр бытовых услуг до 1 июня 2015 г. При намерении в дальнейшем осуществлять эту деятельность они должны до истечения указанного срока обратиться в Министерство антимонопольного регулирования и торговли для включения в реестр бытовых услуг.
Таким образом, действие Указа распространяется только на   юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в реестр бытовых услуг.


8. Имеет ли право на отсрочку субарендатор?

На субарендаторов распространяются такие же правила, что и на арендаторов.

9. Мораторий, предусмотренный пунктом 10 Указа, распространяется только на арендаторов, осуществляющих виды деятельности, включенные в перечень, либо оказывающих бытовые услуги?

Нет. Указом установлен мораторий на увеличение базовой арендной величины и арендной платы за пользование недвижимым имуществом, находящимся в государственной собственности, а также в собственности хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 50 процентов акций (долей) находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц, независимо от деятельности арендатора.
Мораторий на увеличение базовой арендной величины и арендной платы за пользование недвижимым имуществом длится до 30 сентября 2020 г. включительно.
Таким образом, до 1 октября 2020 г. размер базовой арендной величины сохранен в размере 16 рублей 90 копеек. С 1 октября 2020 г. размер базовой арендной величины будет составлять 17 рублей 85 копеек согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 20 марта 2020 г. № 162.

10. Алгоритм действий при расчете размера арендной платы с учетом моратория на увеличение базовой арендной величины.

Если к действующим договорам аренды до вступления Указа в силу были заключены дополнительные соглашения, в соответствии с которыми с 1 апреля 2020 г. произведен перерасчет размера арендной платы с учетом размера базовой арендной величины, установленного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 марта 2020 г. № 162, необходимо заключить дополнительное соглашение, в котором зафиксировать размер арендной платы, установленный до 1 апреля 2020 г., на период до 30 сентября 2020 г. включительно.
Если размер арендной платы в договорах аренды был зафиксирован только в базовых арендных величинах, внесение изменений в такие договоры не требуется.
Арендная плата, в период с 1 апреля до 30 сентября 2020 г., включая арендую плату за март 2020 г, а также задолженность по арендной плате, уплачиваемые после 31 марта 2020 г., должны определяться исходя из базовой арендной величины 16 рублей 90 копеек.
Если арендная плата за март и апрель 2020 г. были уплачены после 1 апреля 2020 г. с учетом увеличенного размера базовой арендной величины, излишек арендной платы не возвращается, а засчитывается в счет последующих платежей.
Отсрочка уплаты арендной платы (возмещения ссудодателям начисленной амортизации, земельного налога или арендной платы за земельный участок, налога на недвижимость) за апрель и май предоставляется при наличии заявления арендатора (ссудополучателя), поданного не позднее 20 мая 2020 г. В остальной период отсрочка предоставляется на будущий период (не ранее месяца подачи заявления).
Если арендная плата, рассчитанная с увеличенным размером базовой арендной величины, не была уплачена арендатором в апреле и мае, он имеет право указать в заявлении срок предоставления ему отсрочки с 1 апреля 2020 г. В данном случае штрафные санкции за несвоевременное внесение арендной платы не применяются.
Если арендатором (ссудополучателем) не было подано заявление об отсрочке уплаты арендной платы (возмещения ссудодателю расходов, связанных с содержанием и использованием имущества), то при наличии задолженности штрафные санкции применяются.

11. Каким образом уплачиваются суммы рассрочки, начиная с 1 октября 2020 г., если мораторий на увеличение размера базовой арендной величины уже не будет действовать, а по Указу № 150 арендная плата уплачивается исходя из размера базовой арендной величины, установленной на день оплаты?

За пользование недвижимым имуществом в период с 1 апреля до 30 сентября 2020 г. установлен мораторий на увеличение размера базовой арендной величины. В этот же период арендатор имеет право получить отсрочку уплаты арендной платы при подаче арендодателю заявления, в котором необходимо указать в обязательном порядке сроки и размеры ежемесячных платежей по предоставляемой рассрочке.
Таким образом, в заявлении будут прописаны конкретные суммы, рассчитанные с учетом базовой арендной величины 16 рублей 90 копеек (с учетом моратория).
При уплате этих сумм производить перерасчет на увеличенный размер базовой арендной величины не нужно.

12. Указ распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 апреля 2020 г., что это значит?

Указ распространяет свое действия на договоры аренды, действие которых началось с 1 апреля 2020 г., а также на все действующие договоры аренды, заключенные до 1 апреля 2020 г., в том числе срок действия которых истекает до 1 января 2021 г.

13. Каким размером базовой арендной величины должен руководствоваться арендодатель частной формы собственности, если в договоре аренды предусмотрено, что размер арендной платы зависит от базовой арендной величины?

В случае, если в соответствии с договором аренды размер арендной платы определяется с учетом базовой арендной величины, то, принимая во внимание пункт 10 Указа, размер базовой арендной величины в период с 1 апреля по 30 сентября 2020 г. cоставляет 16 рублей 90 копеек.
При этом арендодатель частной формы собственности вправе по соглашению с арендатором изменить условия определения арендной платы, в том числе без привязки к базовой арендной величине.
Кроме того, пунктом 11 Указа юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям рекомендовано уменьшать размер арендной платы.

14. Чем подтверждается осуществление вида деятельности, включенного в перечень?

Осуществляемый вид деятельности отражается арендатором (ссудополучателем) в заявлении о предоставлении отсрочки уплаты арендной платы и может быть подтвержден договором аренды (безвозмездного пользования), налоговой декларацией, выписками из реестров и иными документами, содержащими соответствующую информацию. 
Письмо Министерства экономики от 21 мая 2020 г. № 17-01-12/4280 ”О видах экономической деятельности, наиболее подверженных неблагоприятному воздействию эпидемиологической ситуации

15. На какой период может быть предоставлена рассрочка оплаты отсроченных платежей по пунктам 6 и 7 Указа для арендатора (ссудополучателя)?

В случае предоставления отсрочки оплаты обязательств сроком до 30 сентября 2020 г. уплата рассроченных платежей может осуществляться (предоставляться) в период с 1 октября по 31 декабря 2020 г.
В случае предоставления отсрочки по заявлению арендатора (ссудополучателя) на меньший срок (например, с 1 апреля  
по 1 августа 2020 г.) уплата рассроченных платежей может осуществляться со дня, следующего за днем окончания отсрочки, но не позднее 31 декабря 2020 г.
В случае, если действие договора аренды (безвозмездного пользования) заканчивается в период после 1 апреля 2020 г. до 30 сентября 2020 г., отсрочка платежей может быть предоставлена с учетом срока действия этого договора. Период рассрочки оплаты отсроченных платежей будет составлять период со дня, следующего за днем окончания отсрочки, до 31 декабря  2020 г. При этом первый платеж может быть осуществлен в любой момент в течение этого периода.
Например.
Срок действия договора аренды истекает 30 июня 2020 г. арендатор не планирует его продление. По заявлению арендатора предоставлена отсрочка по оплате арендной платы за пользование имуществом на период с 1 апреля по 30 июня 2020 г. В заявлении арендатор может указать любой период предоставления рассрочки оплаты платежей (максимально – с 1 июля по 31 декабря 2020 г.).

16. Как и кому государственное юридическое лицо вправе предоставить отсрочку по оплате государственного имущества по пункту 8 Указа?

Пункт 8 Указа распространяется на договоры купли-продажи государственного имущества с рассрочкой оплаты такого имущества, заключенные как до 1 апреля 2020 г., так и после.
Предоставление отсрочки по пункту 8 Указа является правом государственных юридических лиц – продавцов государственного имущества, а не обязанностью.
Отсрочка оплаты государственного имущества может быть предоставлена в отношении первоначального, а также ежемесячных платежей только покупателю, осуществляющему виды экономической деятельности, указанные в перечне согласно приложению к Указу, либо оказывающему бытовые услуги населению.
Справочно.
Согласно примерной форме договора купли-продажи государственного имущества, утвержденного приказом Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 4 сентября 2012 г. № 182, только после уплаты первоначального платежа (в размере не менее 20 процентов от стоимости продаваемого имущества) имущество передается покупателю по акту приема-передачи, после чего возможна государственная регистрация перехода права собственности приобретенного недвижимого имущества.
Если между продавцом государственного имущества и покупателем достигнуто соглашение о предоставлении отсрочки оплаты государственного имущества в отношении первоначального платежа, то в договоре купли-продажи необходимо предусмотреть передачу проданного имущества по акту приема-передачи независимо от даты уплаты этого платежа.


Последние новости