Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь Государственный комитет по имуществу

Справка о результатах проведения правового мониторинга в отношении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22 мая 2003 г. № 683 ”О порядке консервации основных средств“

Вводная часть
1. Организатор и сроки проведения правового мониторинга.
Правовой мониторинг был организован Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь (далее – Госкомимущество) и осуществлялся в период с 30 апреля 2020 г. (начало) по 1 сентября 2020 г. (окончание).

2. Правовые основания правового мониторинга.
Правовой мониторинг осуществлялся в соответствии со статьей 75 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З ”О нормативных правовых актах“, Инструкцией о порядке проведения правового мониторинга, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2019 г. № 65 (далее – Инструкция), и пунктом 2 плана проведения правового мониторинга на 2020 г., утвержденного Председателем Госкомимущества А.А.Гаевым 15 марта 2020 г.

3. Основные сведения об объекте правового мониторинга.
Объектом правового мониторинга являлось постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 мая 2003 г. № 683 ”О порядке консервации основных средств“ (далее – постановление № 683) с учетом внесенных в него изменений (постановления Совета Министров Республики Беларусь от 24 марта 2006 г. № 401, от 26 июля 2012 г. № 686, от 30 июня 2014 г. № 630 и от 25 мая 2018 г. № 396).

4. Нормативные правовые акты и международно-правовые акты, связанные с объектом правового мониторинга. 
В ходе правового мониторинга с учетом полученных ответов государственных органов и иных организаций необходимости в дополнительном изучении нормативных правовых актов и международно-правовых актов, связанных с объектом правового мониторинга, не выявлено. 

5. Мероприятия по проведению правового мониторинга.

  • Госкомимуществом как организатором правового мониторинга были запланированы и проведены следующие мероприятия:
  • непосредственный анализ постановления № 683 по общим показателям, определенным в пункте 11 Инструкции. Иные показатели анализа указанного нормативного правового акта (специальные показатели) Госкомимуществом не устанавливались;
  • направление запросов в 49 (сорок девять) заинтересованных государственных органов, иных организаций о представлении в пределах их компетенции информации о практике применения постановления № 68;
  • размещение информации (сообщения) о проведении правового мониторинга на официальном сайте Госкомимущества в глобальной компьютерной сети Интернет в целях изучения предложений граждан, 
  • в том числе индивидуальных предпринимателей и юридических лиц;
  • проведение в период с 8 июня по 8 июля 2020 г. сбора информации и предложений в отношении постановления № 683 посредством создания специальной темы для публичного обсуждения на сайте ”Правовой форум Беларуси“;
  • анализ полученной информации и предложений.
Основная часть

1. Анализ данных, полученных в рамках основного этапа правового мониторинга.
В рамках проведения правового мониторинга из 49 (сорока девяти) запросов, направленных в заинтересованные государственные органы, иные организации, были получены ответы на 44 (сорок четыре) запроса. При этом в большинстве из полученных ответов (32 (тридцать два) сообщалось об отсутствии запрашиваемой информации, касающейся практики применения постановления № 683.

Во многих ответах сообщалось, что обращений граждан и юридических лиц, связанных с применением постановления № 683 не поступало.

Вместе с тем, 10 (десять) государственных органов и организаций направили конкретизированную информацию (предложения), касающуюся практики применения постановления № 683.

В ходе проведения правового мониторинга предложений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в отношении постановления № 683 не поступило.

В результате проведения правового мониторинга через специальную тему для обсуждения на сайте ”Правовой форум Беларуси“ на официальном сайте Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь не было получено ни одного сообщения.

2. Сопоставление практики применения нормативного правового акта с целями его принятия.
Практика применения постановления № 683 в целом соответствует основным целям его принятия.

3. Выявленные недостатки правового регулирования общественных отношений и их причины, анализ этих недостатков и причин.
Действующим в настоящее время постановлением № 683 утверждено Положение о порядке консервации основных средств, которое не распространяет свое действие на имущество бюджетных организаций, а также находящееся в собственности Республики Беларусь и переданное в безвозмездное пользование хозяйственным обществам, созданным в соответствии с законодательством о приватизации (их правопреемникам), республиканским государственно-общественным объединениям.

Таким образом, вопрос консервации государственного имущества комплексно не урегулирован, в связи с чем возникла необходимость его решения посредством подготовки соответствующего проекта постановления Совета Министров Республики Беларусь, определяющего порядок организации работы по консервации основных средств.

При этом областными исполнительными комитетами также указано на наличие на практике различных подходов к налогообложению законсервированного недвижимого имущества, находящегося в республиканской и коммунальной собственности.

Полагаем, что принятие Советом Министров Республики Беларусь нового постановления ”О порядке консервации основных средств“ обеспечит комплексное, системное, максимально согласованное правовое регулирование общественных отношений в сфере организации работы по консервации имущества, относящегося к основным средствам. 

4. Негативные последствия, которые возникли в процессе применения нормативного правового акта.
Явных негативных последствий, которые возникли в процессе применения постановления № 683, в ходе правового мониторинга не выявлено.

Заключительная часть
1. Основные выводы об оценке качества законодательства, практики правоприменения, эффективности правового регулирования общественных отношений, предусмотренного в нормативном правом акте.

По результатам анализа представленной заинтересованными информации можно сделать вывод об отсутствии на протяжении длительного периода времени комплексного урегулирования вопросов, связанных с консервацией государственного имущества.

2. Предложения о совершенствовании законодательства и практики правоприменения, принятии иных мер, направленных на обеспечение реализации нормативного правового акта, разработке проектов нормативных правовых актов.

В связи с тем, что в настоящее время вопрос консервации государственного имущества комплексно не урегулирован, имеется необходимость решения этого вопроса посредством подготовки и принятия соответствующего постановления Совета Министров Республики Беларусь.

Проект постановления Совета Министров Республики Беларусь ”О порядке консервации основных средств“ будет направлен на совершенствование отношений по консервации основных средств всего государственного имущества как республиканской, так и коммунальной форм собственности, а также имущества негосударственных юридических лиц.


Последние новости