Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь Государственный комитет по имуществу

Правовой мониторинг в отношении Указа Президента Республики Беларусь от 4 сентября 2018 г. № 357 ”О пустующих и ветхих домах“

КРАТКАЯ ОБОБЩЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ
о результатах проведения правового мониторинга
 
1. Объект правового мониторинга.
Объектом правового мониторинга являлся Указ Президента Республики Беларусь от 4 сентября 2018 г. № 357 ”О пустующих и ветхих домах“ (далее – Указ № 357).

2. Организатор и сроки проведения правового мониторинга.
Правовой мониторинг был организован Государственным комитетом по имуществу (далее – Госкомимущество), осуществлялся в период с 20 апреля 2020 г. (начало) по 5 августа 2020 г. (окончание).

3. Правовые основания правового мониторинга.
Правовой мониторинг осуществлялся в соответствии со статьей 75 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З 
”О нормативных правовых актах“, Инструкцией о порядке проведения правового мониторинга, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2019 г. № 65 (далее – Инструкция), и пунктом 1 плана проведения правового мониторинга на 2020 г., утвержденного Председателем  Госкомимущества 15 марта 2020 г.

4. Мероприятия в рамках проведения правового мониторинга.
Организатором правового мониторинга (Госкомимущество) были запланированы и проведены следующие основные мероприятия:
непосредственный анализ Указ № 357 по общим показателям, определенным в пункте 11 Инструкции. Специальные показатели Госкомимуществом не устанавливались;

направление запросов в 44 (сорок четыре) заинтересованных государственных органа, иных организаций о предоставлении в пределах компетенции информации о практике применения Указа № 357 (письма Госкомимущества от 9 апреля 2020 г. №№ 4-10/2372/вн и 4-10/2373/вн), анализ полученных ответов;

размещение информации (объявления) о проведении правового мониторинга на официальном сайте Госкомимущества в глобальной компьютерной сети Интернет; 

проведение в период с 26 мая по 26 июня 2020 г. сбора информации и предложений в отношении Указа № 357 (посредством создания специальной темы для обсуждения на сайте ”Правовой форум Беларуси“), анализ полученной информации и предложений;

анализ обращений местных исполнительных комитетов в отношении объекта правового мониторинга.

5. Предложения и наиболее актуальные вопросы, содержащиеся в них.
Ряд государственных органов и организаций внесли предложения, которые касались вопросов уточнения норм Указа № 357 в отношении гибели жилого дома от пожара, возникшего по вине непосредственно лиц, имеющих право владения и пользования жилым домом; совершенствования работы с пустующими и ветхими домами в случае регистрации в них по месту жительства лиц, имеющих право владения и пользования жилым домом; совершенствования порядка розыска собственников пустующих и ветхих домов, в том числе в случае их проживания за пределами Республики Беларусь, их наследников; установления возможности продажи пустующего или ветхого дома сразу за 1 базовую величину с возможностью изменения целевого назначения пустующего или ветхого дома.

Предложение, полученное от одного гражданина посредством глобальной компьютерной сети Интернет, касалось обеспечения и защиты прав граждан в случае их регистрации, а также  регистрации лиц, имеющих право владения и пользования жилым домом, в пустующих и ветхих домах.

6. Основные выводы по результатам правового мониторинга.
Указ № 357 следует признать в целом качественным законодательным актом, отвечающим современным социально-экономическим условиям, комплексно и системно регламентирующим важнейшие общественные отношения в сфере порядка учета и отчуждения пустующих и ветхих домов. Правовое регулирование соответствующих отношений можно признать достаточно эффективным.

Отдельные недостатки, выявленные в Указе № 357, в том числе исходя из практики его применения, не носят, по нашему мнению, не оказывают существенного негативного влияния на правоприменение и будут устранены при ближайшей корректировке Указа № 357.

Практика применения Указа № 357 в целом соответствует нормативным предписаниям. Отдельные случаи неверного (некорректного) правоприменения могут быть, как представляется, устранены за счет усиления разъяснительной и методологической работы, повышения квалификации субъектов правоприменительной деятельности.

При корректировке Указа № 357 предлагается:

  • установить возможность продажи пустующего или ветхого дома сразу за 1 базовую величину с возможностью изменения целевого назначения пустующего или ветхого дома;
  • установить возможность обращения местного исполнительного комитета в суд с заявлением о признании наследства (в виде дома) выморочным, в том числе и до истечения годичного срока со дня открытия наследства, если расходы, связанные с охраной и управлением наследственным имуществом, превышают его стоимость;
  • установить процедуру признания выморочным наследством пустующего и ветхого дома;
  • установить возможность направления запросов в различные организации для предоставления сведений в отношении жилых домов подпадающих под критерии пустующих либо ветхих до составления комиссией по обследованию состояния жилых домов, расположенных на территории соответствующих административно-территориальной единицы, района в г. Минске заключения, а также увеличения сроков составления заключения;
  • уточнить положения в отношении жилых домов, квартир, находящихся в аварийном состоянии или грозящих обвалом вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, боевых действий и актов терроризма;
  • усовершенствовать работу с пустующими и ветхими домами в случае регистрации в них по месту жительства лиц, имеющих право владения и пользования жилым домом;
  • усовершенствовать порядок розыска собственников пустующих и ветхих домов, в том числе в случае их проживания за пределами Республики Беларусь, их наследников.



Последние новости