ru
Государственный комитет по имуществу Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь Государственный комитет по имуществу

Ведомственный контроль

В рамках ведомственного контроля проводятся проверки организаций системы Госкомимущества на предмет соблюдения данными организациями требований действующего законодательства. 

Проверке в 2017 году подлежат следующие вопросы:
  • Полнота устранения нарушений, выявленных предыдущими проверками, исполнения предписаний и предложений.
  • Соблюдение требований законодательства при ведении кассовых операций и операций по банковским счетам.
  • Проверка расчетов с подотчетными лицами.
  • Соблюдение требований трудового законодательства. Своевременность выплаты заработной платы и перечисления средств в Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь.
  • Порядок выдачи работникам денежных займов (ссуд) и полнота их возмещения.
  • Состояние работы по организации экономии топливно-энергетических и материальных ресурсов. Расходование ГСМ транспортными средствами и механизмами.
  • Организация работы по содержанию зданий. Использование средств на капитальное строительство, модернизацию (реконструкцию) и ремонт зданий. Проведение процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве.
  • Соблюдение требований законодательства при проведении инвентаризаций. Назначение инвентаризаций в ходе проверки.
  • Вопросы учета основных средств, использования и распоряжения государственным имуществом (государственная регистрация, сдача в аренду и предоставление в безвозмездное пользование).
  • Проверка оприходования и расходования поступивших средств безвозмездной (спонсорской) помощи, правильность ее предоставления другим субъектам.
  • Соблюдение законодательства при проведении государственных закупок и закупок за счет собственных средств. Отчисление средств в инвестиционный фонд и целевое использование средств этого фонда.
  • Структура кредиторской и дебиторской задолженности, претензионно-исковая работа. Состояние расчетной дисциплины при расчетах за тепловую и электрическую энергию, коммунальные услуги и услуги связи.
  • Соблюдение требований законодательства об обращениях граждан и юридических лиц.
  • Анализ деятельности организации по предотвращению фактов коррупции.
  • Организация работы по охране труда.
  • Состояние внутрихозяйственного контроля. 
Данный перечень вопросов может изменяться с учетом характера деятельности организации и состава закрепленного за ней имущества.

Одной из основных задач ведомственного контроля является проведение системной профилактической работы, направленной на предотвращение и пресечение нарушений в деятельности организаций. В этих целях поясняем следующее.

  • Следуя Правилам заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 сентября 1998 г. № 1450 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2011 г. № 875), договор строительного подряда должен заключаться при наличии у подрядчика документов, подтверждающих право на осуществление архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством, при наличии в штате аттестованных специалистов. Подрядчик в обязательном порядке предоставляет заказчику сведения о наличии строительных машин, оборудования и механизмов, транспортных средств, технологической оснастки, необходимых для строительства объекта (выполнения строительных работ), а также систем производственного контроля и управления охраной труда, средств обеспечения безопасности производства работ, контроля и измерений, системы управления качеством при выполнении строительных работ (подпункт 8.2 пункта 8).
К существенным условиям договора относятся, в том числе сроки (число, месяц и год) начала и завершения строительства объекта (выполнения строительных работ), источники и объемы финансирования по каждому из источников с выделением суммы обязательств на текущий финансовый год (абзацы четвертый и восьмой пункта 10).

К договору прилагаются документы, являющиеся его неотъемлемой частью, включая: документы, подтверждающие полномочия представителей сторон, если от имени сторон действуют их представители; график платежей (за исключением случаев единовременной оплаты); график поставки материальных ресурсов заказчиком, если договором предусмотрено, что обеспечение строительства объекта в целом или части осуществляет заказчик (абзацы первый, третий, четвертый пункта 19).

В заявке на выделение целевого аванса подрядчик указывает наименование, количество, стоимость, а также поставщика (изготовителя) материальных ресурсов. Заказчик вправе с согласия подрядчика перечислять авансы непосредственно изготовителям материальных ресурсов, если с ними подрядчиком заключены соответствующие договоры (часть первая пункта 58).

Все строительные работы, скрываемые последующими работами, а также отдельные несущие конструкции, конструкции, определенные в проектной документации как ответственные, в случаях, предусмотренных техническими нормативными правовыми актами, подлежат приемке заказчиком с составлением актов освидетельствования скрытых строительных работ и промежуточной приемки отдельных несущих конструкций, формы которых утверждаются Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь (часть первая пункта 48, часть третья пункта 64). При отсутствии актов освидетельствования скрытых строительных работ и промежуточной приемки отдельных несущих конструкций производство последующих работ запрещается.

Наличие таких актов предусмотрено также перечнем документации, представляемой приемочной комиссии генеральным подрядчиком (подрядчиком), утвержденным приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26 октября 2012 г. № 339. 

Для обоснования принятия решения о проведении текущего ремонта, применяется форма ”Дефектный акт“, установленная постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29 апреля 2011 г. № 14, которая  служит исходным документом для составления сметы на проведение строительно-монтажных работ по текущему ремонту. 

 Нарушение перечисленных требований может повлечь для организации ”налоговые“ последствия и административные взыскания.

  • Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 ноября 2007 г. № 180, устанавливает единый порядок проведения инвентаризации активов и обязательств, оформления результатов инвентаризации и отражения их в бухгалтерском учете.
Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности инвентаризация основных средств, нематериальных активов, незавершенного строительства проводится не ранее 1 ноября, инвентаризация денежных средств и обязательств – не ранее 1 декабря (пункт 7).

Инвентаризация активов и обязательств проводится при полном составе членов инвентаризационных комиссий (часть девятая пункта 12).

Материально ответственные лица не включаются в состав инвентаризационной комиссии для проверки находящихся у них в подотчете товарно-материальных ценностей, денежных средств (часть вторая пункта 13).

В ходе инвентаризации документально подтверждаются наличие, состояние и оценка активов и обязательств (в том числе неучтенных).
 
Невыполнение перечисленных требований влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 12.1 КоАП.

  • В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 20 октября 2006 г. № 622 в редакции, действующей с 1 апреля 2014 г., переоценка основных средств осуществляется в следующем порядке:
 в отношении зданий, сооружений и передаточных устройств обязательная переоценка производится в случае достижения уровня инфляции 100% и более. Если уровень инфляции составляет менее 100% она осуществляется по решению организации или собственника имущества;

 в отношении иных основных средств переоценка производится по решению организации или собственника ее имущества независимо от уровня инфляции.

С учетом информации Национального статистического комитета Республики Беларусь переоценка на 1 января 2015 г. и на 1 января 2016 г. не была обязательной в отношении всех объектов имущества (в том числе относящихся к недвижимости).

Переоценка по состоянию на 1 января 2017 г. в обязательном порядке также не проводится. Напомним, что последний раз в обязательном порядке переоценка проводилась по состоянию на 1 января 2014 г.

Согласно части второй пункта 1 Инструкции о порядке переоценки основных средств, доходных вложений в материальные активы, оборудования к установке, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 5 ноября 2010 г. № 162/131/37 в редакции от 14 марта 2014 г. (далее – Инструкция № 162/131/37), организации вправе самостоятельно принять решение о проведении переоценки в отношении всего имущества, отдельных групп имущества (относящихся к определенным группам, подгруппам, классифицируемых определенным шифром) либо отдельных объектов основных средств с указанием их инвентарных номеров.

Важно предусмотреть критерии для проведения переоценки имущества своей учетной политикой, а решение оформлять приказом с указанием объектов, подлежащих переоценке либо не подлежащих переоценке на 1 января очередного года.

Согласно пункту 16 Инструкции № 162/131/37 при проведении переоценки индексным методом и выборе соответствующих коэффициентов основные средства соотносятся с таблицей видов и групп основных средств. Группировка осуществляется:

 по объектам, принятым к бухгалтерскому учету после 1 января 2012 г., – с использованием классификации согласно постановлению Министерства экономики Республики Беларусь от 30 сентября 2011 г. № 161 ”Об установлении нормативных сроков службы основных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь“ (далее – постановление № 161);

 по объектам, принятым к бухгалтерскому учету до 1 января  2012 г., – в зависимости от выбранного организацией в соответствии с подпунктом 2.1 пункта 2 постановления № 161 варианта классификации основных средств.


Согласно пункту 18 Инструкции № 162/131/37 переоценка основных средств индексным методом, первоначальная (переоцененная) стоимость которых в течение периода, прошедшего после предыдущей переоценки, увеличена на стоимость затрат по их реконструкции (модернизации), проводится в два этапа:

 к стоимости, числившейся в бухгалтерском учете до переоценки, применяется коэффициент за декабрь года, предшествующего дате предыдущей переоценки;

 к стоимости затрат на реконструкцию (модернизацию) применяется коэффициент, соответствующий месяцу ввода в эксплуатацию основных средств после их завершения.

После этого переоцененная стоимость объекта окончательно определяется путем суммирования полученных величин. 

Невыполнение перечисленных требований влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 12.1 КоАП.

  • Нормы расхода топлива на механические транспортные средства, механизмы
  • и оборудование установлены постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 6 января 2012 г. № 3 и являются обязательными для применения. Порядок их применения установлен Инструкцией о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 31 декабря 2008 г. № 141 (далее – Инструкция № 141).
Согласно Инструкции № 141 в случае отсутствия обязательной нормы учет расхода топлива производится по временной норме. Под временной нормой понимается контрольный расход топлива, установленный для данного механического транспортного средства, машины, механизма, оборудования в инструкции по его эксплуатации (абзац девятый части первой пункта 3). В случае отсутствия контрольного расхода топлива временная норма устанавливается руководителем организации (часть вторая пункта 7). Учет расхода топлива по временной норме может производиться на срок не более шести месяцев (часть первая пункта 7).

С заявкой на разработку нормы расхода топлива организации обращаются в республиканское унитарное предприятие ”Белорусский научно-исследовательский институт транспорта ”Транстехника“ (далее – РУП ”Белорусский научно-исследовательский институт транспорта ”Транстехника“). На первом этапе нормы расхода топлива, разработанные РУП ”Белорусский научно-исследовательский институт транспорта ”Транстехника“, утверждаются Министерством транспорта и коммуникаций в качестве рекомендуемых. С учетом результатов эксплуатационной проверки они корректируются и утверждаются в качестве обязательных.

В настоящее время рекомендуемые нормы установлены согласно приложению к постановлению Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 20 января 2016 г. № 1 ”Об установлении рекомендуемых норм расхода топлива в области транспортной деятельности“, вступившему в силу с 21 февраля 2016 г. 

Основанием для списания топлива на затраты согласно части второй пункта 83 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12 ноября 2010 г. № 133, являются накопительные ведомости путевых листов о фактическом расходе топлива или карточки учета расхода топлива за отчетный период. Указанные ведомости или карточки принимаются к бухгалтерскому учету после сверки записей в них с путевыми листами, о чем работником организации, ведущим оперативный учет горюче-смазочных материалов (далее – ГСМ), делается соответствующая отметка. Основанием для списания ГСМ на работу оборудования и механизмов, которая не оформляется путевым листом, может являться отчет о расходе ГСМ на производство этих работ (часть третья пункта 83).

Поскольку формы таких документов законодательно не утверждены, организации разрабатывают и утверждают их сами с учетом требований, предъявляемых к первичным учетным документам статьей 10 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 года ”О бухгалтерском учете и отчетности“, и включают в учетную политику организации.

Названные документы являются основанием для отнесения стоимости топлива на затраты, учитываемые при налогообложении прибыли.

В налоговом учете стоимость топлива, израсходованного в целях, связанных с производством и реализацией, учитывается только в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством (подпункт 1.7 пункта 1 статьи 131 Налогового Кодекса Республики Беларусь). Такими нормами являются обязательные, рекомендуемые, разработанные РУП ”Белорусский научно-исследовательский институт транспорта ”Транстехника“ по заявке организации, а также временные нормы, но не более шести месяцев.

  • При выплате отпускных следует иметь в виду, что согласно части четвертой пункта 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 ”О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины“ (далее – Декрет № 29) работникам, с которыми заключен контракт, средний заработок за время трудового отпуска выплачивается не позднее чем за один день до начала трудового отпуска. Если контракт с работником не заключался, то средний заработок за время трудового отпуска наниматель обязан выплатить согласно статье 176 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) – не позднее чем за два дня до начала отпуска.
В соответствии со статьей 10 ТК сроки исчисляются в календарных днях. Календарные дни – это последовательные дни, имеющие порядковый номер в календарном месяце и включающие рабочие дни, выходные (субботы и воскресенья), а также официальные праздники. Календарный день имеет продолжительность 24 часа. 

Таким образом, условие части четвертой пункта 4 Декрета № 29 означает, что между днем выплаты отпускных и днем начала отпуска должен быть промежуток не менее одного календарного дня, а условие статьи 176 ТК означает, что между днем выплаты отпускных и днем начала отпуска должен быть промежуток не менее двух календарных дней.

Нарушение нанимателем порядка и сроков выплаты заработной платы влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 9.19 КоАП. 

  • В соответствии с абзацем шестым подпункта 1.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 6 июля 2005 г. № 314 ”О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам“ в указанных договорах должно быть определено такое существенное условие, как обязательство заказчика по уплате страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если выполнение работ, оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности по заключенным им гражданско-правовым договорам с гражданами осуществляется в местах, предоставленных заказчиком.
 Нарушение влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 9.25 КоАП.