Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь Государственный комитет по имуществу

Регулирование отношений в области использования земельных участков


26 декабря 2017 г. Президент Республики Беларусь подписал Указ №463 ”О совершенствовании порядка изъятия и предоставления земельных участков“ (далее — Указ), нормы которого направлены на дальнейшее совершенствование законодательства об охране и использовании земель и позволяют решать следующие основные вопросы.

1. Защита прав землепользователей.

В целях защиты прав землепользователей Указом введена норма, позволяющая землепользователям до принятия решения о предстоящем изъятии земельных участков для государственных нужд и сносе расположенных на них объектов недвижимого имущества пользоваться земельными участками, а также эксплуатировать и улучшать расположенные на них объекты недвижимого имущества без учета установленных градостроительными регламентами ограничений в отношении территорий перспективного развития населенных пунктов (территорий, подлежащих реконструкции, трансформации).

Согласно разъяснению Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь землепользователи до принятия решения о предстоящем изъятии земельного участка для государственных нужд и сносе расположенных на нем объектов недвижимого имущества вправе на основании решений местных исполнительных и распорядительных органов осуществлять перепланировку жилых помещений, устройство жилой мансарды в габаритах существующего чердачного пространства, пристройку санузла, ванной, топочной, тепловую реабилитацию ограждающих конструкций жилых домов, устройство пандусов для физически ослабленных лиц, подключение к инженерным сетям (водо-, электро-, газоснабжения, канализации и связи), возведение капитальных хозяйственных построек (гаража площадью не более 25,0 м2, сарая для хранения хозяйственного инвентаря и топлива площадью не более 15,0 м2, бани площадью не более 12,0 м2, а также реконструкцию существующих жилых домов и строений.

Одновременно для недопущения случаев затягивания сроков реализации прав граждан в связи с изъятием у них недвижимого имущества для государственных нужд Указом установлено, что после определения фактического размера убытков, лицо, которому предоставляется земельный участок с расположенными на нем объектами недвижимого имущества, подлежащими сносу, обязано их возместить землепользователям до принятия решения об изъятии и предоставлении земельного участка.

2. Завершение процедуры регистрации земель в Республике Беларусь.

В целях снижения стоимости оформления правоудостоверяющих документов на земельные участки землепользователям, имеющим большое количество земельных участков, и в связи с проводимой в стране оптимизацией их территорий, сельскохозяйственные организации, государственные лесохозяйственные учреждения и организации местных исполнительных и распорядительных органов, в компетенцию которых входит ведение лесного (лесопаркового) хозяйства освобождены до 1 января 2020 г. от уплаты государственной пошлины за выдачу (оформление) правоудостоверяющих документов на земельные участки, предоставленные им для ведения сельского и лесного хозяйства. 

3. Оказание поддержки крестьянским (фермерским) хозяйствам при оформлении ими документов на земельные участки.

С принятием Указа разработка проектов отвода земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства будет осуществляться землеустроительными службами местных исполнительных комитетов. Таким образом сейчас все затраты по изготовлению правоудостоверяющих документов на предоставленные для этих целей земельные участки берет на себя государство, поскольку установление границ земельных участков и их государственная регистрация также осуществляются за счет бюджетных средств. 

4. Определение сроков оформления правоудостоверяющих документов на земельные участки организациями, осуществляющими эксплуатацию жилищного фонда и (или) оказывающими жилищно-коммунальные услуги.

В случаях, когда в построенных длительное время назад многоквартирных жилых домах гражданами не оформлены товарищества собственников или иные органы управления имуществом совместного домовладения эти функции до создания таких структур выполняются организациями, осуществляющими эксплуатацию жилищного фонда и (или) оказывающими жилищно-коммунальные услуги. При этом нередко правоудостоверяющие документы на земельные участки для обслуживания этих домов ранее не изготовлялись. Поэтому Указом конкретизировано, что использование в данной ситуации предоставленных до 1 января 2008 г. земельных участков без документов, удостоверяющих  права на них, не является самовольным занятием.

Оформление таких документов будет осуществляться по мере необходимости и должно быть завершено до 1 января 2023 г.

5. Повышение привлекательности инвестиционного климата.

Указом разрешено при расторжении инвестиционного договора в случаях, установленными законодательными актами в сфере инвестиций, для завершения строительства объектов, предусмотренных инвестиционным договором, предоставлять земельные участки инвестору (организации, реализующей инвестиционный проект) без проведения аукционов.

Кроме того, не будут возмещаться потери сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства при изъятии сельскохозяйственных и лесных земель и предоставлении в связи с этим земельных участков для строительства и (или) обслуживания транспортной и инженерной инфраструктуры в границах свободных экономических зон, или инвестору (организации, реализующей инвестиционный проект) для строительства и (или) обслуживания объектов, предусмотренных инвестиционными договорами с Республикой Беларусь, в период действия таких договоров.

На практике встречаются ситуации, когда в ходе выполнения проектно-изыскательских работ выясняется, что для строительства объекта, предусмотренного инвестиционным договором, требуется земельный участок большего размера. Для их размещения, если размер дополнительного участка не превышает 10 процентов размера участка, включенного в перечень участков, предназначенных для последующего предоставления инвесторам (организациям, реализующим инвестиционные проекты) для строительства объекта, предусмотренного инвестиционным договором с Республикой Беларусь, Указом допускается внесение соответствующих изменений в инвестиционный договор после корректировки градостроительного паспорта на земельный участок без включения дополнительного участка в такой перечень.

6. Поэтапный переход к определению кадастровой стоимости в белорусских рублях в целях дедолларизации экономики.

В соответствии с Указом, если кадастровая стоимость определена не позднее 1 января 2015 г., то размер платы за земельные участки определяется в белорусских рублях исходя из официального курса доллара США к белорусскому рублю, установленного Национальным банком на дату подачи заявления о предоставлении земельного участка заинтересованным лицом, а в случае, если кадастровая стоимость определена после 1 января 2015 г. – то размер платы за земельные участки определяется в белорусских рублях на дату оценки.

7. Контроль за принимаемыми местными исполнительными комитетами решениями и установление срока принятия ими решений об отказе в предоставлении земельных участков.

Указом введена дисциплинарная ответственность председателей местных исполнительных комитетов за отсутствие должного контроля за выполнением решений, принимаемых местными исполнительными комитетами по вопросам изъятия и предоставления земельных участков.

На землеустроительные службы местных исполнительных комитетов возложена обязанность направлять за месяц до окончания срока временного пользования земельными участками землепользователям, своевременно не обратившимся за продлением такого срока, уведомления о необходимости возврата таких участков или продления срока временного пользования. Такое ”напоминание“ будет способствовать своевременности решения всех вопросов, связанных с прекращением срочных прав на земельные участки и недопущения нарушений законодательства. 

Установлен срок принятия местным исполнительным комитетом решения об отказе в предоставлении земельного участка, который будет составлять 10 рабочих дней со дня поступления заявления заинтересованного лица. Ранее такой срок законодательством не был определен. 

8. Сокращение бумажного документооборота, оптимизация процедур и сроков оформления документов.

В связи с развитием в системе Госкомимущества информационных технологий предусмотрено, что обмен землеустроительными материалами  между организациями по землеустройству и территориальными организациями по государственной регистрации, а также местными исполнительными комитетами будет осуществляться, как правило, в электронном виде. 

Электронный формат взаимодействия обеспечивается возможностями Геопортала земельно-информационной системы Республики Беларусь – комплекса программно-технических средств, баз пространственно-атрибутивных данных, каналов информационного обмена и других ресурсов, обеспечивающего автоматизацию накопления, обработки, хранения и предоставления из него сведений государственного земельного кадастра в электронном виде, в том числе средствами геоинформационных технологий.

Важным решением, направленным на совершенствование механизма изъятия и предоставления  земельных участков, стало объединение процедур разработки проекта отвода земельного участка и установления его границы на местности в одну процедуру. 

Срок подготовки землеустроительных материалов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с этим сократился на 8 рабочих дней.

9. Определены дополнительные случаи изменения отраженных в утвержденном акте выбора места размещения земельного участка сведений (условий).

В связи с изданием Указа станет возможным изменение отраженных в утвержденном акте выбора места размещения земельного участка сведений (условий) при передаче функций заказчика в строительной деятельности другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. 

10. Указ вводит также дополнительные квалификационные требования к руководителям и специалистам землеустроительных служб местных исполнительных комитетов, а также к обеспечению централизованного порядка повышения на системной основе их квалификации и уровня профессиональных знаний. Установление данной нормы позволит назначать на руководящие должности на местах наиболее квалифицированных специалистов, способных выполнять поставленные задачи, а также повысит качество работы самих землеустроительных служб.  

11.  Из Указа Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667 ”Об изъятии и предоставлении земельных участков“ исключены дублирующие правовые нормы, перенесенные в Кодекс Республики Беларусь о земле Законом Республики Беларусь от 18 июля 2016 года ”О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь о земле“

Указ вступил в силу в следующем порядке: 

  • пункты 1–3, 7 – после официального опубликования Указа;
  • иные положения Указа –  31 марта 2018 г.