Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь Государственный комитет по имуществу

Змитрович Дмитрий Николаевич (Минская область, Логойский район, дер.Васильковка), Крупский Александр Евгеньевич (Минская область, дер.Луковец), Латушко Ольга Владимировна (Минская область, Смолевичский район, дер.Петровичи), Мигачев Эдуард Геннадьевич (Минская область, г.Фаниполь), Мишурный Владислав Васильевич (Витебская область, дер.Гора), Москвина (Гомельская область, г. Речица), Сумаревич Николай Константинович (Брестская область, г.Пинск), Тимашок Виктория Викторовна (г.Могилев), Чайковская Регина Владимировна (г. Минск), Чикида Ирина Сергеевна (г. Минск), Шиваникова Татьяна Ивановна (Минская область, г.Марьина Горка)

Вопросы:
Когда будет принят Указ о родовых поместьях? 
Получит ли поддержку идея развития родовых поместий? 
Что планируется сделать для поддержки родовых поместий? 
Как Вы относитесь к идее родовых поместий? 
Когда будет принят закон о родовых поместьях, с выдачей в безвозмездное пользование 1 га земли? 
Возможно ли на экспериментальной базе узаконить статус существующих экопоселений, доработав их план территории и инфраструктуру? 
Когда в Беларуси будет принят закон о создании родовых поместий, как на Дальнем Востоке и в некоторых других регионах России? 
Выйдет ли закон о родовых поместьях? Когда будет издан указ о выделении земельных участков под родовые поместья? 
Когда будет принят Закон о родовых поместьях, чтобы люди могли вернуться на свою Малую Родину?

Ответ: 
Законодательством Республики Беларусь обеспечивается возможность реализации гражданами прав на осуществление не запрещенной законодательством деятельности, в том числе посредством предоставления необходимых для этого земельных участков.

Так, Кодексом Республики Беларусь о земле (далее – Кодекс о земле) предусмотрена возможность предоставления гражданам Республики Беларусь земельных участков на праве частной собственности для:

  • строительства и (или) обслуживания жилого дома;
  • обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним квартиры в блокированном жилом доме, отделенной от других квартир вертикальной стеной и расположенной непосредственно на земельном участке (далее – квартира в блокированном жилом доме);
  • ведения личного подсобного хозяйства в сельских населенных пунктах, поселках городского типа (лицам, зарегистрированным по месту жительства в этих населенных пунктах или в иных населенных пунктах, расположенных на территории соответствующего сельсовета).
Также гражданам могут предоставляться земельные участки  на праве пожизненного наследуемого владения:

  • для строительства и обслуживания жилого дома – в случаях, установленных Президентом Республики Беларусь, когда земельные участки предоставляются без проведения аукциона;
  • для обслуживания принадлежащих им жилого дома, квартиры в блокированном жилом доме;
  • для ведения личного подсобного хозяйства в сельских населенных пунктах, поселках городского типа (лицам, зарегистрированным по месту жительства в этих населенных пунктах или в иных населенных пунктах, расположенных на территории соответствующего сельсовета);
  • для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства;
  • для традиционных народных промыслов (ремесел).
Указом Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667 ”Об изъятии и предоставлении земельных участков“ предусматривается право граждан на получение без аукциона земельных участков для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов в населенных пунктах, не относящихся к областным центрам, г. Минску и иным населенным пунктам, в которых участки предоставляются только по результатам аукционов (пригородная зона и иные востребованные территории) либо без их проведения отдельным категориям граждан. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам также без проведения аукциона.

При этом для целей ведения личного подсобного хозяйства в частную собственность или пожизненное наследуемое владение могут предоставляться участки в сельских населенных пунктах, поселках городского типа размером до 1 гектара. Дополнительно к земельным участкам, предоставленным с этой целью в частную собственность или пожизненное наследуемое владение, в указанных населенных пунктах могут предоставляться земельные участки в аренду размером до 3 гектаров. В случае аренды земельных участков для целей ведения личного подсобного хозяйства их максимальный размер составляет 4 гектара с учетом размера земельного участка, предоставленного на территории соответствующего сельсовета для строительства и (или) обслуживания жилого дома, обслуживания квартиры в блокированном жилом доме. 

Для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам Республики Беларусь на праве пожизненного наследуемого владения могут быть предоставлены до 100 гектаров сельскохозяйственных земель.

Кроме того, в соответствии со статьями 16 и 42 Кодекса о земле закреплено право получения земельных участков во временное пользование (до 10 лет) для огородничества, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных.

Конкретный размер земельного участка, предоставляемого для строительства и (или) обслуживания жилого дома, обслуживания квартиры в блокированном жилом доме, для ведения личного подсобного хозяйства и иных целей, устанавливается компетентным государственным органом, предоставляющим земельный участок, в зависимости от местных условий и особенностей, волеизъявления лица, которому он предоставляется, а  также с соблюдением градостроительных регламентов, природоохранных требований, противопожарных, санитарных, строительных и иных норм и правил.

Землепользователи в соответствии с целями и условиями отвода земельных участков имеют право:

  • самостоятельно осуществлять землепользование;
  • собственности на посевы, посадки сельскохозяйственных культур и древесно-кустарниковой растительности (насаждений) или насаждений травянистых многолетних растений, на произведенную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации;
  • использовать в установленном законодательством порядке для целей, не связанных с извлечением дохода, имеющиеся на земельном участке водные объекты, общераспространенные полезные ископаемые, в том числе торф, а также полезные свойства земель;
  • возводить в установленном законодательством порядке жилые, производственные, культурно-бытовые и иные капитальные строения (здания, сооружения);
  • проводить в установленном законодательством порядке мелиоративные мероприятия, размещать водные объекты.
Собственники земельных участков также вправе совершать сделки с земельными участками (купли-продажи, мены, дарения, ренты, аренды, ипотеки) с учетом требований законодательных актов. Собственники земельных участков и землепользователи, у которых земельные участки находятся на праве пожизненного наследуемого владения, имеют также право передавать земельные участки по наследству гражданам.

Таким образом, законодательство об охране и использовании земель в полной мере позволяет обеспечивать баланс частных и общественных (государственных) интересов при решении вопросов предоставления земельных участков, их использования и охраны.

Принимая во внимание, что законодательством в достаточной степени урегулированы вопросы изъятия и предоставления земельных участков, Госкомимущество считает, что необходимость в принятии проекта Закона  ”О родовых поместьях“ в части регулирования земельных отношений отсутствует.

Информируем, что законодательством также урегулированы вопросы реализации прав граждан на занятие трудовой (хозяйственной) деятельностью, об обеспечении экологичности сельского хозяйства и сельского быта, охране окружающей среды, развитии экотуризма, возрождении культурных традиций. 

Так, хозяйственно-трудовая деятельность граждан по производству сельскохозяйственной продукции, основанная на использовании земельных участков, предоставленных для этих целей, комплексно регламентирована Законом Республики Беларусь от 11 ноября 2002 г. № 149-З ”О личных подсобных хозяйствах граждан“.

Возможность создания крестьянского (фермерского) хозяйства в целях осуществления предпринимательской деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, а также по ее переработке, хранению, транспортировке и реализации, основанной на личном трудовом участии граждан и ими использовании земельного участка, предоставленного для этих целей в соответствии с законодательством об охране и использовании земель, определена Законом Республики Беларусь от 18 февраля 1991 г. № 611-XII  ”О крестьянском (фермерском) хозяйстве“. 

Вопросы производства и обращения органической продукции урегулированы в Законе Республики Беларусь от 9 ноября 2018 г. № 144-З ”О производстве и обращении органической продукции“, который вступит в силу с 18 ноября 2019 г.

Меры, направленные на создание благоприятных условий для развития агроэкотуризма, улучшения условий жизни граждан в сельской местности, малых городских поселениях и совершенствования сельской инфраструктуры, закреплены в Указе Президента Республики Беларусь от 9 октября 2017 г. № 365 ”О развитии агроэкотуризма“.

Порядок осуществления ремесленной деятельности регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 9 октября 2017 г. № 364 ”Об осуществлении физическими лицами ремесленной деятельности“.

Участие граждан в решении вопросов местного значения (вопросов местного самоуправления) осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-З ”О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь“.

Оказание государственной поддержки гражданам при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений установлено Указами Президента Республики Беларусь от 6 января 2012 г. № 13 ”О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений“, от 29 августа 2016 г. № 322 ”О предоставлении безналичных жилищных субсидий“ и от 4 июля 2017 г. № 240 ”О государственной поддержке граждан при строительстве (реконструкции) жилых помещений“.

В целях активизации работы по развитию агрогородков и поселений, Министерством архитектуры и строительства  совместно с Министерством сельского хозяйства и продовольствия и областными исполнительными комитетами разработан единый альбом типовых проектов ”Деревня будущего“ по преобразованию агрогородков и сельских населенных пунктов до их соответствия статусу ”Деревня будущего“.

Преобразование и обустройство населенных пунктов на высоком уровне может осуществляться в рамках действующего законодательства.


Последние новости