Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь Государственный комитет по имуществу

Кодекс Республики Беларусь о земле приведут в соответствие с требованиями законодательных актов Главы государства, а порядок рассмотрения земельных споров будет уточнен с учетом судебной практики

Депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь шестого созыва приняли сегодня в первом чтении Проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь о земле». О законопроекте на заседании парламента доложили Председатель Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь Андрей Гаев  и председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрной политике Евгений Адаменко.
 
Документ подготовлен во исполнение отдельных положений Декрета Президента Республики Беларусь № 7 «О развитии предпринимательства», указов и других нормативных правовых актов Главы государства, а также в целях приведения Кодекса о земле в соответствие с нормами Лесного кодекса и Закона «О растительном мире».

Председатель Госкомимущества в своем докладе  отметил, что хотя действующее белорусское законодательство позволяет сегодня эффективно, чётко и прозрачно решать вопросы изъятия и предоставления земельных участков, их надлежащего использования и охраны, создания благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности и жизнедеятельности граждан, тем не менее, жизнь не стоит на месте. Поэтому представленный проект Закона Республики Беларусь о внесении в этот кодекс некоторых изменений и дополнений разрабатывался с учетом принятых нормативных правовых актов, регулирующих земельные отношения, а также обобщения практики применения отдельных норм Кодекса Республики Беларусь о земле.

Законопроектом предусматривается ряд новаций.

Первый блок решаемых законопроектом вопросов предусматривает приведение Кодекса в соответствие с требованиями законодательных актов Главы государства. Так, согласно Указу Президента Республики Беларусь № 463 (от 26 декабря 2017 г.) «О совершенствовании порядка изъятия и предоставления земельных участков» и с учетом реализуемых государством мер по дедолларизации экономики устанавливается переход к определению кадастровой стоимости земельных участков, являющейся основой для определения платежей за землю, в белорусских рублях.

Кодекс также дополняется новыми основаниями не взимания платы за право заключения договоров аренды земельных участков. Уточняются также сведения, которые должны быть указаны в решении об их изъятии и предоставлении, и предусматриваются иные нормы, направленные на взаимное согласование норм Кодекса и упомянутого Указа.
Учитывая, что Указом Главы государства № 357 (от 4 сентября 2018 г.) «О пустующих и ветхих домах» предусмотрена возможность признания бесхозяйными не только пустующих, но и ветхих жилых домов, принятие судами таких решений станет одним из установленных Кодексом оснований прекращения прав на земельные участки.

С учётом Декрета № 7 (от 23 ноября 2017 г.) «О развитии предпринимательства» расширяются права индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по использованию земельных участков в случае задействования для ведения бизнеса расположенных на них строений, зарегистрированных по иному назначению, без принятия исполкомами решений об изменении целевого назначения участков.

На основании Указа Президента № 273 (от 10 июля 2018 г.) «О стимулировании использования электромобилей» в Кодексе о земле закрепляется возможность использовать предоставленные земельные участки для установки зарядных станций.

Кодекс приводится также в соответствие с указами Главы государства № 376 (от 16 октября 2017 г.) «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» и № 91-дсп (от 28 февраля 2018 г.) «О структуре и численности государственных органов».

Так, поскольку структурные подразделения исполкомов по землеустройству (кроме областных и города Минска) не обладают правами юридического лица, предусматривается осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель непосредственно исполнительными комитетами.

При этом на территории сельских населенных пунктов, поселков городского типа и городов районного подчинения такой контроль возлагается на районные исполнительные комитеты. Кроме того, госконтроль за использованием и охраной земель на предмет выявления их деградации будут осуществлять Минприроды и его территориальные органы.

Изменения, предусмотренные Проектом исходя из положений Лесного кодекса и Закона «О растительном мире» носят редакционный характер и направлены на обеспечение согласованности терминологии законодательных актов.

Законопроектом также предусматривается решить ряд вопросов с учётом правоприменительной практики.

С целью развития земельных арендных отношений, деловой активности и по предложениям предпринимательского сообщества конкретный срок аренды земельного участка, предназначенного для строительства и обслуживания капитальных строений, предлагается определять по инициативе арендатора либо с его согласия. Размер долей землепользователей в праве на неделимый участок предлагается определять исходя из площади застройки находящихся на нем капитальных строений.

В настоящее время проблемными остаются ситуации, связанные с поступлением имущества, в том числе земельных участков, в собственность или пожизненное наследуемое владение одновременно гражданину Беларуси и иностранному гражданину или лицу без гражданства. Как правило, вопросы возникают при наследовании или приобретении долей в праве на недвижимость, а также при разделе имущества супругами.

Госкомимуществом изучен зарубежный опыт решения вопросов собственности на землю. Законодательство многих государств Западной Европы и бывшего Союза (Армении, Казахстана, России, Украины, а также прибалтийских республик) позволяет иностранцам приобретать в собственность земельные участки с жилыми домами.

За более чем 10 лет действия упомянутой нормы Кодекса о земле, разрешившей иностранцам – родственникам наследодателей получать участки по наследству в собственность и пожизненное наследуемое владение, таким правом воспользовалось более 7-ми тысяч таких лиц (7273 на 31.12.2018). При этом проблем у граждан Беларуси в связи с этим не возникло. Практически 85 % (84,74%) приобретенных иностранцами участков расположено в сельских населенных пунктах и небольших городах.

В связи с этим, и учитывая, что предоставление больших прав гражданам конкретного государства не решит возникающих у граждан Республики Беларусь проблем, с целью защиты их прав, развития сельских территорий и малых населенных пунктов проектом Закона предлагается разрешить иностранным гражданам и лицам без гражданства оформлять в собственность либо пожизненное наследуемое владение земельные участки, доли в прав на них в следующих случаях:

наследования участков и получения по наследству жилых домов, квартир в блокированных домах, дач и садовых домиков независимо от степени родства с наследодателем;

приобретения зарегистрированных долей в праве собственности на земельный участок и расположенные на нем названные объекты недвижимого имущества;

раздела бывшими супругами совместно нажитого имущества или выдела из него долей.

Нормы Кодекса о земле, позволяющие гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, реализовывать при наличии уважительных причин земельные участки до истечения установленных законодательством сроков, предлагается распространить на граждан, получивших участки для коллективного садоводства в пригородных зонах г. Минска и областных центров.

Проектом Закона предусматривается также возможность продажи незастроенных земельных участков в процессе принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов.

В настоящее время имеют место случаи заключения отдельными гражданами притворных сделок, когда установленный 8-летний запрет на отчуждение жилых домов, построенных ими как нуждающимися в улучшении жилищных условий, они пытаются обойти через передачу этих объектов в залог иным лицам в качестве обеспечения исполнения заключенных с ними договоров, якобы, займа. Впоследствии, в связи с неисполнением обязательства по их возврату залогодержатели пользуются правом оставить предмет залога за собой. Поэтому с целью недопущения подобных моментов проектом предусматривается возможность передачи в ипотеку таких жилых домов до истечения 8-ми лет со дня их регистрации только в качестве обеспечения возврата кредитов, выданных банками на строительство домов.

С учетом судебной практики уточняется порядок рассмотрения земельных споров. Так, в целях защиты прав и законных интересов участников спора и иных заинтересованных лиц уточняется, что если исполкомами образована комиссия по его разрешению, то предоставленное Кодексом о земле право каждой из сторон присутствовать при рассмотрении земельного спора будет реализовываться путём участия в работе этой комиссии.



Последние новости